АРХИВ:

Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских

22.07.2024 10:58 | 769#
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских

В последний день июня из Саратова вышел традиционный крестный ход в Вавилов Дол, что в Ивантеевском районе, завершившись за 23 дня. Обратно в Саратов паломники отправились на комфортабельных автобусах. Общая протяженность крестного хода - около 500 километров. Мы публикуем записки участницы хода Натальи Музафаровой с уместными сокращениями и с благословения автора. Сегодня публикуем наиболее близкую нам балаковскую часть записок.

 
Из Терсы в Балаково.
Идем и трассой, и благодатными полями, лугами, лесами. Ветерок обдувает. Всякой козявочке рад. Нас вместе с детьми и кухней семьдесят человек. Мы - соль земли. Есть такое понимание.
С половины пути еду, а не иду. Немощь одолевает, головная боль, тошнота подкатывает (думаю, у всех так от жары). Но крестоходцы умирают, а идут. Щадят детей, перевозят микроавтобусом. Вот и я воспользовалась правом дозированного пешешествия. У меня онкологический статус еще не сняли, нельзя долго под солнцем. Словом, ищу оправдания, но душа с ними, кто сейчас изнемогает от трудного пути.

Фотография

Слава Богу пришли!
Вот столько лет ходишь, а приходишь как на Обетованную землю, где встречаешь родных людей! Не меняются лица! Делаются только моложе! Такова природа наших крестоходцев.  Всех, каждого по очереди, обняла!
Катюша моя, тоненькая, юная. Пришла кого-то взять в баню и на ночевку. А мы с Петром уже уезжаем в Натальино, взяли благословение. Нас уже ждут там, как родных, помыться, постираться.
Иногда смотришь на наши палатки при закате солнца и утром, когда складываются уже, и думаешь, что так было всегда. Что мы кочевое племя живем в евангельское время.
Фотография

Быков отрог.
Сегодня пришли на службу в чистом поле (походный у нас алтарь) две местных жительницы. На разведку пришли. Кто мы такие, зачем идем.
Отец Иоанн служил из Натальино. Там, у него в Натальино, где вместо храма пока территория за забором Поставить забор уже было делом великой важности на отведенной земле. Храм Марии Египетской будет здесь когда-нибудь.
Вагончик два года забором обносили. Когда-то хорошо помогала семья фермера, в Подмосковье уехали. Ездил отец Иоанн на фронт 20 раз, примерно. Полковой уже священник. Встречи в Запорожье, Донецке, Луганске, причащать доводилось, исповедовать. Одно-двудневые поездки. Доброволец он. Всем сердцем принял призыв мобилизации, в том числе священства. Все мы мобилизованы по сути. И уже не мжем жить иначе.
Тремя приходами собирает отец Иоанн в пригороде Балакова гуманитарку на фронт. Свечи окопные сами льют. Дети, бабушки, покупают парафин, воск, гостинцы, перчатки, носки, консервация, сало, рыбу, мед. От монастыря Криволучье передают пакеты для каждого подразделения с церковной атрибутикой. Письма от детей, от прихожан, полезные вещи. Продукты. Салфетки влажные, кофе, чай.
Шефроны Спасителя у солдат наших, архангелы. Многие просят пояса живые помощи.
…Для меня чудо быть прикомандированной сегодня на кухню. Мыть котлы, чистить картошку. Очень люблю нашу крестоходную страну, где каждый славит Бога талантом своим. Вот Ярославу скоро на фестиваль змеев воздушных уезжать! Как-то мы будем без его чечевичной похлебки?
Фотография

Кормежка
На трапезу удалось зазвать некоторых из местных, пришедших также на разведку «Кто такие?». Галина и Пелагея - жительницы Быкова отрога - пришли, исповедались, причастились. С ними еще пара человек, сагитированных.
И накормили, и целые огромные кастрюли дали щей ,на помин. Плюс на корм животине. Все же не выливать отходы!
А мы сегодня из Быкова отрога проследовали в Кормежку.
Поистине благодать Божия меняет лица людей. Становятся не только «прожаренными» - это само собой, не только проветренными, словно очерчивается контур изнутри. Свет струится из глаз.
В Кормежке сильный ветер. Я с утра одна из немногих, не надевшая ветровки. На Петров день я не мерзну. Когда выгружается лагерь, приходит на ум, что вот только ты был свидетелем, как сворачивается муравейник, все складывается, разбирается, укладывается. До последнего фантика. Словно и не было ничего. И вот на новом месте с самого начала, не взирая на ветер, что палатки рвет - ставится кухня, мужчины хозблока монтируют необходимое хозоборудование.
Дети болеют в лагере. Намечался концерт, но петь отказывается певунья Лиза, резвая всегда. Маша лежит с температурой высокой. Я надеюсь, что концерт все-таки будет каким-то чудом.
Фотография

Криволучье
Мы идем в Криволучье сегодня, в Иргизский Воскресенский монастырь.
Неспешность в том, как гнали стало: коровы, козы. Словно в деревне. Нам уже молока козьего принесли на кухню и благословили отведать. Ничего вкуснее не пробовала.
Милостивый Бог привел нас всех на «каникулы». Отпуск от суеты и маеты.
Хочется написать именно про монастырь, как изменилась в нем жизнь. Но приходит мысль, что если она не изменилась, это самое хорошее определение. Да, тут еще строить да благоустраивать. Но уже то, что есть, что возведено и благоустраивается - дает право любоваться и участвовать в возведении красот.
В будущем видятся в монастыре туристические паломнические тропы. Привозить гостей сюда надо. Кормить пышками. Давать усыновлять котов. Беседовать с заблудшими, готовыми слышать, поить теплым парным молоком, чтоб вернулась к человеку память. Чтоб вспомнил о корнях своих.
Фотография

Иргизский Воскресенский монастырь
По чьему-то кощунственному замыслу в святых обителях, как правило, устраивались тюрьмы и больницы. Нижне-Воскресенский монастырь был превращен в санаторий, затем в его стенах располагался детский дом. В 1956 году у села Криволучье открылась психиатрическая лечебница. Кажется, и сейчас старые корпуса, где есть глазницы пустых окон, хранят тайны болеющих - пострадавших за веру.
Окрестности Криволучья — одно из красивейших мест Заволжья: лес вдоль Большого Иргиза и озеро Монастырское, где водятся лисицы и ондатры. Плюс — потрясающая целебная тишина, богатая история. Минус — нет элементарных удобств, лекарств, телефона, средств передвижения. Не хватает трудолюбивых рук. Вот бы понадобились клады и кладоискатели!
Когда Пугачев и его отряды терпели поражение за поражением от правительственных войск, они на некоторое время находили убежище «на Иргизах». И после разгрома «пугачевщины» по окрестным селам еще долго ходила легенда о том, что в скитских землях пугачевцы скрыли свою богатую казну. Указывались даже конкретные места. Однако кладоискатели так ничего и не нашли.
Ветер, преследовавший нас на протяжении последних суток, утих в зное.
Шли берегом Иргиза, шли лугами и полями. Здесь произрастает более 150 видов растений только, занесенных в Красную Книгу, - рассказывали местные.
Каждый год Крестным ходом заходим на могилу батюшки, которого знает вся прииргизная округа.
Протоиерей Василий Сусин, похоронен в Сухом отроге, почив 13 апреля 1996 года.
На могилке батюшки отслужили литию. Внучка протоирея Наталья Владимировна Гаврилова, глава Быковоотрогского муниципалитета, угощала печеньем и газировкой, в помин батюшки. Был на войне, вернулся в 43-м. 10 лет отсидел за веру в иркутских лагерях. На лесоповале. От Казанского храма недалеко жил в Балаково, в маленькой келье метров в десять.
На могилке его и сейчас происходят чудеса. Приезжают к нему из разных городов благословиться - к кресту. В Сухом отроге очень гостеприимный храм, освященный в честь равноапостольного князя Владимира. Нас ожидало утешение - пирожки с компотом. Тепло и радостно, что местные примкнули к Крестному ходу, с детками семья, бабушки. Благослови вас Бог, милые!
Фотография

Малоперекопное.
Согласно Списку населённых мест Российской империи по сведениям за 1859 год в казённое селе Малоперекопное (Студенец, Ветлянка), относившемся к Николаевскому уезду Самарской губернии, насчитывалось 186 дворов, проживали 889 мужчин и 941 женщина. Село располагалось на расстоянии 36,5 вёрст от уездного города по почтовому тракту из Николаевска в город Волгск.
Согласно населённых мест Самарской губернии по сведениям за 1889 год в селе проживали 2888 жителей (мордва и русские православного и раскольнического вероисповедания), насчитывалось 425 дворов, имелись волостное правление (позднее перенесено в Сухой Отрог), церковь, земская школа, проводились 2 ярмарки, работала водяная мельница, 9 ветряных мельниц, по вторникам базар. Земельный надел составлял 9494 десятины удобной и 1087 десятин неудобной земли. Согласно переписи 1897 года в селе проживали 2610 человек, православных — 2495....
В селе Малоперекопное в 1833 году была возведена церковь Святой Живоначальной Троицы. Здание церкви каменное с каменной же колокольней. К 1897 году храм был перестроен с целью расширения, была возведена новая колокольня. В 1935 году храм был закрыт. С 1997 по 2010 происходила реконструкция и восстановление церкви...
"Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего – во что одеться…» (Евангелие от Матфея, 6:25)
Мой любимый день, перед Малоперекопным. Запахи трав, небо в облаках! Колосья пшеницы, тонны ромашки луговой и цикория. На привале - почти под конец - наелись от души смородины, хотя знаем, запрещено в целях безопасности. Но так и просилась в рот!
Как передать словами, например, как доблестные стражи наши с нами шли Крестным ходом и молитву пели со всеми вместе?
А еще когда маму Марию оса укусила в храме, она превозмогая боль, потирать пальцы стала и благодарить Бога, Он, дескать, и послал осу, лечить ее суставы. И по вере нашей происходит излечение!
Крестный ход пересек границу с Пугачевским района, приближается к селу Каменка. Мы продолжаем молиться о душах невинноубиенных в годы безбожного времени, возносим свои молитвы святым царственным страстотерпцам! Молите Бога о нас!

Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Дневник крестоходцев. Часть 3. В краях балаковских
Автор: Наталья Музафарова (Рожкова)
4
Нравится
РЕКОМЕНДУЕМ ПО ТЕМЕ
НОВОСТИ СЕГОДНЯ