АРХИВ:

Роль народного танца в патриотическом воспитании детей

25.07.2024 13:24 | 1062#
Роль народного танца в патриотическом воспитании детей

Нравственная воспитанность – общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.
Одна из важнейших составляющих нравственно-этической культуры личности - это культура поведения – синтез культуры общения, культуры речи, культуры внешности, и бытовой культуры.


Хореографическая деятельность в условиях внешкольных учебных заведений является одним из самых эффективных методов развития нравственного детского творчества. Танцевальная культура учащихся образуется путем воспитания ценностного восприятия ими этического, а также эстетического начала танца.
Так как в современной жизни активно задействованы в танцевальной среде дети самых разных возрастов, естественно на данном этапе развития общества остро стоит вопрос о воспитании духовно-нравственной личности. Всё большее и больше учёных, деятелей культуры, педагогов, воспитателей, социологов, врачей взволнованы проблемой деградации молодого поколения, увеличения смертности среди молодёжи, наркомании, преступности. Как решать эту проблему? Воспитание духовных и нравственных начал необходимо начинать с самого раннего периода жизни ребёнка и в данном процессе должно участвовать все окружение и родители, и педагоги образовательных учреждений, в том числе системы дополнительного образования. Хореографическое искусство является, на данный момент, самым востребованным и массовым искусством. Потребность в двигательной активности у детей настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия танцами помогают творчески реализовать эту потребность, так как постоянное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укрепляет скелет и мускулатуру, но и тренирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка.

Фотография

Танцевальные формы народной хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает вполне реальные жизненные явления.
В то же время часто можно услышать о том, что образование призвано создавать наиболее благоприятные условия для формирования многогранной и всесторонне развитой личности. Подразумевая под этим условия, в которых в равной степени будут функционировать и взаимно дополнять друг друга два основных его процесса: обучение и воспитание. К сожалению, в современных условиях системы образования, развитие которой идет по западному образцу, главным становится интеллектуальное развитие учащихся и приобретение ими узкоспециализированных знаний, умений и навыков, которые, казалось бы, должны обеспечить успешное будущее учащихся и особенности в их профессиональной карьере. Торможение развития гуманитарных аспектов в образовании, где духовно-нравственному воспитанию остается второстепенная роль, ведет за собой серьезные проблемы в развитии личности детей и подростков. Включение в образовательный процесс активных и творческих видов деятельности становится незначительным по отношению к естественнонаучным дисциплинам. У детей наблюдается нарушения их психофизического и эмоционального состояния (хроническая усталость, гиподинамия; усугубление положения по физиологическим и психологическим зависимостям: от повсеместного курения и потребления алкоголя до интернет-зависимости и зависимости от компьютера вообще), а также обеднение духовной сферы подрастающего поколения.
Фотография

Современное общество практически потеряло духовную связь со своим культурно-историческим прошлым, которое всегда укрепляло любое общество и в этом кроется источник многих проблем в духовном состоянии современного населения.
На сегодняшний день доказан тот факт, что культивируемая в настоящее время поп-рок-музыка, под которую все чаще воплощаются в жизнь идеи современных хореографов, построена на воздействии строго определенных инфразвуковых частот. Они заставляют человека танцевать в определенном стиле даже помимо желания. Посредством народной хореографии, в свою очередь, человек соединяется с высокой культурой проявления духа народа через движение, являясь ярким выражением художественно-исторической памяти нации.
Активная популяризация массовой «антикультуры» приводит к изменению народного танца, превращая «чистое и прекрасное» в подобие варьете. Все реже можно встретить хореографические коллективы с репертуаром народных танцев и образовательные учреждения, где народные танцы преподаются в чистом виде. К большому сожалению, сегодня образ репера или крутой «тусовщицы» для молодежи кажется более значимым и привлекательным , как бы дает возможность ощутить себя принадлежащим к «супер» группе.
Фотография

Степень популярности народного танца мала. Это объяснимо: на подростка оказывает большое влияние массовая молодежная культура. Единственной причиной популярности современного танца является – отражение духа современности, «некая модность». Активное неразборчивое заимствование, бездумное копирование западных образцов и стилей современной хореографии привело к стереотипным шаблонным хореографическим постановкам, когда ни сами участники не понимают, что они танцуют, ни зрители не понимают-воспринимают происходящего на сцене.
Со второй половины ХХ века, когда мир вступил в эпоху, именуемую постмодерном появилось и танцевальное направление контемпорари дэнс, в котором Мерс Каннингем предлагает метод случайности выбора жеста практически для любой части тела. Соответственно, если ничего, кроме случайности, не обуславливает выбор жеста, то танцор полностью изымается из любого контекста, в том числе гендерного. Человек более не рассматривается ретранслятором этических и эстетических ценностей. Интерес теперь представляет лишь способность к движенческому потенциалу в условиях, уже не связанных с духовными основами. Намеренно отстраняется человек не только от демонстрационности танца, но и от самой личности танцора, полностью «расчеловечив» его. Он не мужчина, не женщина, он даже не человек. Он – движущееся существо, которое создает вокруг себя другое пространство, вовлекая в него и зрителя. Таким образом, теперь на сцене можно увидеть максимальное разнообразие подходов, авторских техник, а главное – максимально откровенную презентацию любых идей и замыслов. Больше нет запретных тем, нет «правильной» хореографии и нет обязательных ролей, образов и ясных характеров. Все смешивается, нивелируется. Сегодня творчество изобилует не только абстракцией, но и демонстрацией «бытового» тела, обнаженного тела, «рассказывающего» о своих природных биологических потребностях. Преобладание чисто внешних соприкосновений-контактов, лишенных коммуникативной полноты и искренности, относится к числу существеннейших и коренных пороков человечества. Находясь вне общества, вне постоянного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром, индивид не способен перерасти в личность, стать человеком нравственной культуры.
Фотография

Причины же выбора народного танца намного глубже, совпадают с его природой, которые отличают его от других танцевальных направлений:
- элементы народного костюма и быта
- патриотизм
- сопровождение танца народными инструментами
- разнообразие движений, фигур
- жизнерадостность, оптимистичность
- гендерность.
В настоящее время Россия переживает непростой период своего развития – период духовного, ценностного кризиса. Стремительность процесса цивилизации в будущем грозит такими серьезными кризисами, как потеря духовности, невосприимчивость к культурному наследию, человеческая разобщенность и др.
Особое место в социализации подрастающего поколения, формировании и развитии духовно-нравственной сферы личности ребенка, в том числе, чувства патриотизма, занимает семья. Однако на практике видно, что большинство современных семей более ориентированы на удовлетворение материальных потребностей, чем на нравственное воспитание детей.
В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом.
Фотография

Поэтому воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, знание культуры своего народа, воспитывает преданность и любовь к Отечеству, в том числе к своей малой Родине.
Тем не менее социальная роль народного танца значительно шире. Ее можно определить многообразными эстетическими и этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано народное танцевальное искусство. Передавая из поколения в поколение традиции бытовых танцев, народ сохранил в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали.
Также народный танец имеет значительное влияние и на формирование внутренней культуры человека. Изучение и занятия народным танцем гармонично связаны с усвоением норм народной этики, которые невозможно представить без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, простота, безупречная вежливость, скромность, чувство меры, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность и приветливость - вот те черты, которые приобретаются в процессе занятий танцем и становятся необходимыми в повседневной жизни. Таким образом занятия народным танцем помогают воспитывать характер человека – гражданина своей страны.

Автор: Сердюкова Надежда Николаевна Руководитель Ансамбля танца “Гармония“ МАУДО ЦДО
1
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ