АРХИВ:

Листая подшивки газет Балакова. Вопиющие безобразия в довоенной горбольнице

Листая подшивки газет Балакова. Вопиющие безобразия в довоенной горбольнице

155 лет назад
Замечательный храм


Особенным благолепием и красотой отличается Христорождественский храм знаменитого по торговле приволжского с. Балакова. Храм сей каменный, тёплый и приведён в отличное состояние старанием настоятеля Иоанна Балаковского, старосты церковного Петра Балахонова, жертвами усердствующих прихожан и гостей-купцов (т.е. так называемых иногородних купцов – Ю.К.), как то: В. Ковригина, В. Медынского, М. Лукьянова, П. Захарова, К. Калинина и П. Голованова. В этом храме пять Святых Евангелий, из которых два серебряно-позлащённые. Самое большое Евангелие с камнями весит 30 фунтов. Шесть напрестольных серебряно-позлащённых крестов, два серебряных кадила, великолепные и дорогие в нём две иконы: Сретения Господня и Богородицы, именуемой «Скорбящих – Радосте» пешехонской работы, пожертвованы иногородними гостями ценой в 4000 рублей серебром без риз. Есть иконы и в память избавления Государя Императора от злодейского покушения на Его жизнь и в память тысячелетия России. Около храма каменная ограда с чугунной фигурной решёткой и железными воротами.
Для большей сохранности и безопасности храма два сторожа окарауливают его, соблюдая такой порядок: в летнее время один из них постоянно находится на колокольне, а другой – внизу и в каждый час обходит вокруг храма; в зимнее время оба сторожа попеременно, во время ночи, бодрствуют поочерёдно в сторожке при ночнике и каждочасно ударяют в колокол и обходят храм.
Самарские епархиальные ведомости, 1 декабря 1868 г.

110 лет назад
На балаковских заводах

24 ноября на завод И.В. Мамина экстренно по телефону был вызван врач.
Оказалось, что нужно перенести в чувство находившихся в бессознательном состоянии рабочих Александра Смирнова и Ивана Винникова, угоревших в литейной во время литья. Случай этот не единственный. Угар – на Маминском заводе необходимейшее условие при каждом литье, так сказать, дополнение к заработной плате рабочих. Обыкновенно угоревших отхаживают домашним способом. Так сначала пробовали «отходить» и Смирнова с Винниковым, и за врачом было послано только тогда, когда администрация завода увидела полнейшую бесплодность своих усилий.
Угар бывает оттого, что в литейной нет вентилятора. Мамин когда-то, кажется, обещал его устроить, но обещания своего не исполнил, и рабочие продолжают угорать в каждое литьё. Литьё же бывает в неделю два раза. Следовательно, хочешь не хочешь, а в год 104 раза угорай обязательно.
А вот другой завод – Блинова. Здесь, как, наверное, и на других заводах, существует предельная норма дневной работы, за которую рабочий получает подённую плату. Сработанное же сверх этой нормы оценивается по особой, равной для всех рабочих, расценке. Казалось бы, эти деньги уже не собственность Блинова, и он обязан выдать их рабочим. Но нет! Взрослым их деньги он отдаёт, мальчикам же только начисляет 20 процентов к их подённой плате, а остальные удерживает у себя.
Блинов нашёл, что для мальчиков «слишком жирно будет» получать так много. Взрослые потребовали объяснения. Блинов сказал им, что деньги отдаст, и те стали ждать. Время идёт, и ни взрослые, ни мальчики денег не видят. На днях взрослые вновь потребовали объяснения и в ответ получили только, что «хозяин лучше знает, куда эти деньги деть». Где это «лучше», Блинов не пояснил. Денег же накопилось уже около 50 рублей – сумма для мальчиков солидная.
Кстати, устав не позволяет принимать детей на завод моложе 15 лет. Блиновский же завод в этом отношении внушает, так сказать, сильные подозрения.
Саратовский листок, 23 ноября 1913 г.

90 лет назад
Вопиющие безобразия в горбольнице

Едва ли что может идти в сравнение с теми безобразиями, которые творятся в городской больнице. Не больница, а позор. Холодно, грязно и голодно.
Печи топятся ежедневно, но как? Бросят три-четыре щепки, пропыхнут они – и всё. Печь даже не нагреется.
– Дрова есть, да пилить и колоть их некому, – говорит администрация. Между тем, в больнице два дворника.
Халаты – один на 10 человек, а туфель вовсе нет, больные ходят в чулках.
Бельё меняют часто, но стирают его настолько скверно, что после стирки оно ещё грязнее становится. Это при трёх прачках!
Руководители всю вину сваливают на мыло – «мыла нет». Достать же его не заботятся.
Кроме того, бельё рваное, посвязанное узлами, – чтобы окончательно не разваливалось.
Больные лежат две недели, месяц, два месяца и ни разу не купались. Ванны, водопровод испорчены. Воды не хватает даже на кухне, для приготовления обеда. А больница имеет своего мастера. Администраторы пожимают плечами, удивляясь: «Почему это он ничего не делает?»
Свет. Электричество светит нерегулярно, чаще больница погружена в потёмки. Случится родить кому-нибудь ночью – «принимать» будут впотьмах, т.к. даже коптилок нет.
Вопиющий факт: медперсонал из-за отсутствия мыла работает немытыми руками. Инструмент кипятят на кухне, рядом с готовящимся обедом. Примусы есть, но ни один не действует. «Монтёр почему-то не чинит их».
Питание ниже всякой критики. Во-первых, стол общий для всех. Во-вторых, меню несменяемое: каша, кашица, капуста, кипяток и наоборот. Каждый день так.
Лежит человек в больнице два месяца (например, мальчик Жоглов) и изо дня в день его так кормят. А тут еще холодно и темно… некоторые больные с каждым днем чувствуют себя все хуже и хуже. Это вместо того, чтобы поправляться!
Судна все худые. Больная Меркулина была вынуждена принести с собой посудину из дому.
И, наконец, медикаменты. Часто их не бывает в больнице. И не потому, что медикаментов нет в аптеке, – совсем другое: больница задолжала, ей больше не верят.
Вот до какого положения довели больницу её руководители и райздрав.
Меркулина, Ипполитова, Белостропова, Русакова, Лаптева, А. Гераскина, А Демидкина.
(Письмо обсудили на специальном заседании президиума райисполкома. Зав. больницей Елисееву и Любимкину приказали устранить недостатки, пригрозив уголовной ответственностью; досталось и другим чиновникам – Ю.К.)

Первое туристическое

В Балакове организуется общество пролетарского туризма и экскурсий.
Задача этого общества – содействовать политическому, культурному и производственному просвещению трудящихся масс, содействовать широкому ознакомлению трудящихся с достижениями нашей страны, наиболее рационально организовывать отдых.
В задачу этого общества входит также физическое оздоровление трудящихся.
ОПТЭ устраивает путешествия и экскурсии по любому направлению как в СССР, так и за границу.
Каждый трудящийся не моложе 14 лет и не лишенный избирательных прав может войти в это общество.
Наше правительство всячески поощряет туризм и массовые экскурсии, предоставляет ОПТЭ ряд льгот.
(Первыми вступили 40 студентов Балаковского политехникума – Ю.К.).
Социалистический труд, 28 ноября 1933 г.

50 лет назад
«Турбина» - золотая!

27 ноября в ДК строителей состоялось торжественное чествование мотогонщиков команды «Турбина», завоевавшей в этом году звание чемпиона СССР по спидвею. На встречу со спортсменами пришли верные болельщики команды, руководители городских спортивных организаций, спортсмены.
Слово берёт член президиума коллегии судей мотоспорта СССР, зам. начальника центрального автомотоклуба СССР А.А. Иванов (г. Москва).
Он от имени Государственного комитета по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР вручает команде Диплом первой степени, а гонщикам Вл. Гордееву, Вал. Гордееву, В. Калмыкову, М. Краснову, В. Никипелову, В. Зотову, А. Ухову и тренеру Е. Леошкину малые и большие золотые медали. Новых чемпионов приветствовали, вручили Почётные грамоты и призы своих организаций зав. отделом пропаганды и агитации горкома КПСС В.И. Ведяшкин, начальник «Саратовгэсстроя» А.И. Максаков, председатель комитета ДОСААФ «Саратовгэсстроя» В.И. Толузаков, председатель городского комитета общества «Труд» А.В. Крохин, представитель спортклуба «Корд» Н.И. Колесникова и др.
Что говорить, мы довольны успехом «Турбины». Но разве весной балаковский болельщик – верный и надёжный, темпераментный и справедливый – не захочет, чтоб «Турбина» повторила успех?.. Один из них сказал мне: «Теперь ещё труднее болеть, то и дело бойся – как бы не сорвались с высокого места». Поэтому мы сегодня и говорим нашим гонщикам: «Молодцы!», но «Без зазнайства!» и «Так держать!»
А Лушников
Огни коммунизма, 28 ноября 1973 г.

Автор: Газета Суть. Юрий Каргин
1
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ