АРХИВ:

Большое сердце атамана-старовера из Австралии

19.12.2019 17:54 | 2916#
Большое сердце атамана-старовера из Австралии

С Михаилом Овчинниковым – атаманом Сводно-казачьей станицы из Австралии (да-да, именно оттуда!) мы встретились в Серапионовом монастыре в Черемшане, что расположен в живописных предместьях Хвалынска.

На первый взгляд образ совершенно современного немолодого уже человека в деловом костюме никак не вяжется с рисовано-киношным «атаманом», какими мы привыкли представлять себе людей этой породы. Ни тебе папахи, ни шашки, ни бурки на плечах, ни начищенных хромовых сапог. Но чем больше я узнавал о Михаиле Моисеевиче, тем больше начинал понимать, что передо мной настоящий атаман – человек необычайной силы воли и духа.

Председатель Христорождественской общины РПСЦ в г. Сиднее, создатель первого Русского дома-музея в Австралии, преуспевающий бизнесмен Михаил Овчинников жертвует огромные деньги на возрождение традиционной русской веры, на строительство церквей, школ, издание книг и газет, проведение культурно-массовых мероприятий, выставок. Он всячески способствует развитию тесных взаимовыгодных экономических деловых отношений между австралийским и российским бизнесом. Он исколесил многие города и веси России, финансируя самые разные проекты в Москве, Новосибирске, Владивостоке. Возродил церковь в селе Доно Читинской области, откуда в 20-е годы прошлого столетия вынуждены были бежать в Китай его родители. Старообрядческая семья Овчинниковых проделала свой страшный крестный путь, полный невзгод и страданий, разделив судьбу тысяч и тысяч таких же, лишенных права на родину единоверцев. С началом в Китае «культурной революции» старообрядцам пришлось искать себе новое пристанище. В 1962 году они оказываются в Австралии, где им пришлось все начинать с нуля. 15-летним пареньком Михаил пошел работать в прачечную, а в 19 лет начал свое собственное дело. Падал, поднимался, снова падал, но создал- таки крепкий бизнес. Потому что казак, потому что русский и потому что с Богом в душе.
О том, что в Хвалынске, в санатории «Пещера монаха», собираются сносить старинное здание старообрядческого Свято-Успенского монастыря в Черемшане, он впервые услышал на конгрессе соотечественников в Москве от нашего земляка – отца Михаила Родина, настоятеля храма во имя преп. Серапиона Черемшанского. Это болью отозвалось в сердце старовера. Он сразу же встал в первые ряды защитников древней обители. В том, что храм удалось спасти от разрушения и в 2017 году он был передан старообрядцам, есть и заслуга Овчинникова.
С тех пор меценат делает все для возрождения монастыря. Благодаря финансовой поддержке мецената в монастыре была сделана система отопления и утеплены кельи. Первый раз он приехал в Черемшан осенью прошлого года с женой и убедился, что насельникам обители тепло и они смогут благополучно перезимовать.
В этом году русский австралиец приехал в Серапионов монастырь на храмовый праздник в конце июля и принял участие в традиционном крестном ходе, который ежегодно проходит по святым местам Черемшан. На этот раз вместе с ним был его сын и неожиданно нашедшаяся дальняя родственница по линии матери — Наталья Самовичева и ее сын Владислав. Она приходится Михаилу Моисеевичу двоюродной племянницей. Наталья – дочь брата матери Михаила Овчинникова – Екатерины Тихоновны. Прадед Натальи – Тихон Кузьмич доводится Михаилу Моисеевичу дедом. Судьба забросила Наталью и ее семью в Брянск. Она связалась с Овчинниковым по переписке через Интернет. И вот спустя много лет потомки старинного казачьего рода старообрядцев Забайкалья встретились на Хвалынской земле, в Черемшане.
Михаил Моисеевич считает, что возрождающийся здесь Серапионов монастырь (единственный в России мужской старообрядческий монастырь!) должен стать местом притяжения для всех православных христиан. У Овчинникова есть план по восстановлению обители. Он считает, что первым и непременным шагом должно быть возвращение государством старообрядческой церкви всех земель, принадлежавших некогда обеим черемшанским монастырям. Государство сто лет пользовалось землями, зданиями и имуществом староверов, извлекая из этого немалую прибыль, и теперь пришло время все это вернуть хозяевам.
Михаил Моисеевич уверен: если власть пойдет навстречу староверам, то в скором времени именно здесь, в Черемшане, начнется экономический подъем. При монастыре вырастет деревня, где будут возрождены традиционные ремесла, иконописные мастерские, гостиничный комплекс для паломников. Русские старообрядцы – хозяйственные, трудолюбивые и основательные люди. Они не раз доказывали, что если им не мешать трудиться, то очень скоро край, в котором староверы поселяются, преображается, богатеет и хорошеет.
– Наш род не раз терял все. Так было после революции, когда мои родители бежали из Забайкалья в Треречье. Так случилось в 45-м, когда в Китай пришли советские войска и забрали у них все, что они нажили. Так произошло, когда в Китае пришли к власти коммунисты, и нам пришлось на пароходе перебираться в Австралию. И там русские староверы обустроились, построили церкви и дома, создали поселения, занялись бизнесом. Мы благодарны Австралии за то, что она нас приютила, но души наши и сердца здесь, в России. Там мы все равно в гостях, и только здесь я чувствую себя дома, – говорит Михаил Овчинников.
Дай-то Бог сбыться планам атамана. Дай Бог, чтобы разбросанные по всему миру староверы наконец-то вернулись в Россию и своим опытом, трудом, своей энергией и верой послужили родному краю.

Наша справка
Черемшанские старообрядческие монастыри ведут свою историю с 1830-х годов, когда произошла реорганизация Иргизских обителей, которые в свою очередь были основаны во второй половине XVIII века. К концу XVIII – началу XIX века на реке Иргиз (недалеко от Николаевска, ныне город Пугачев) появилось пять монастырей, очень скоро ставших важнейшим идеологическим и культурным центром всего старообрядчества.
В 1830-е годы насельников «второго Афона», как называли Иргизские монастыри, отказавшихся перейти в единоверие, выслали из их обителей, и это заставило многих староверов вновь искать такие районы, где они могли бы проводить богослужения по старым обрядам. В результате большая часть иргизских монахов переселилась в уездный город Хвалынск и его окрестности – места глухие, в значительном отдалении от губернских властей. Таким образом, старообрядческие скиты, основанные на Черемшане вблизи Хвалынска, – это «ветвь от корени» знаменитых Иргизских монастырей. Во второй половине XIX века значение Хвалынска в глазах старообрядцев резко возросло. Новые старообрядческие обители заместили реорганизованные Иргизские монастыри. Современники тогда писали: «Хвалынск и Черемшан – это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их».

Большое сердце атамана-старовера из Австралии
Большое сердце атамана-старовера из Австралии
Большое сердце атамана-старовера из Австралии
Большое сердце атамана-старовера из Австралии
Большое сердце атамана-старовера из Австралии
Большое сердце атамана-старовера из Австралии
Большое сердце атамана-старовера из Австралии
Автор: Газета Суть. Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 187 | 2

Приглашаем на работу